Смех: как к нему относиться? Есть ли он в Библии? Совместим ли с христианством? Каким становится в этой традиции? Над чем смеются монахи? Что недопустимо?
Эти вопросы не столь поверхностны, как кажется на первый взгляд. Если человек всерьез обеспокоен жизнью своей души, он готов на любые жертвы и для него нет мелочей.
В конечном итоге все вопросы сводятся к одному практическому: означает ли обретение веры отказ от смеха? Надо ли мне каяться в том, что я смеюсь?
О смирении
Я запутался! Дело в том, что еще недавно я считал, что смирение - некая забитость.
Но теперь понял что это не так. Когда я замыкался в себе, я больше гордился, считал себя чуть ли не святым. И еще так было: когда мне было плохо, то я переживал все в себе и, как результат, появились нервные болезни. Я сам по природе человек веселый. И я считаю, что природу, конечно же, надо подкорректировать, но ведь и совсем ее не изменишь. Надо ведь и посмеяться, когда не грешно. А я себе это запрещал и пошли болезни. Прав я или нет?
7.04.2005 Евгений Николаев,Украина
Уважаемый Евгений!
Следует различать в своем поведении внутреннюю, живую радость, веселие души и духа, вообще - живость и веселость нрава. Мы знаем немало святых, которые отличались такой веселостью и этим даром Божиим утверждали в добром жительстве многих. Таким был, например, прп. Амвросий Оптинский. Но он при этом все-таки не смеялся.
"Будь как царь в сердце твоем, сидя на высоком престоле смирения, и повелевай смеху: иди, и идет; и плачу сладкому: прииди и приходит; и телу, сему рабу и мучителю нашему: сотвори сие и сотворит, (Матф. 8, 9)" - учил прп. Иоанн Лествичник. И далее: ?Кто облекся в блаженный, благодатный плач, как в брачную одежду, тот познал духовный смех души (т.е. радость)" (Лествица. Слово 7, гл. 39-40). А вот еще (там же, гл. 45): "Бог не требует, братия, и не желает, чтобы человек плакал от болезни сердца, но чтобы от любви к нему радовался душевным смехом. Отыми грех, и излишни будут болезненные слезы чувственным очам; ибо когда нет раны, то не нужен и пластырь. У Адама прежде преступления не было слез, как не будет их и по воскресении, когда грех упразднится; ибо тогда отбежит болезнь, печаль и воздыхание (Исаии 35, 10)".
Впрочем, все это требует рассуждения опытного духовника и совета.
Умудри Вас Господь.
Можно ли христианину смеяться во время поста, или же это грех?
Можно ли христианину смеяться во время поста, или же это грех? Как помолиться о том, кто насмешил?
6.04.2005 Ирина Москва
Уважаемая Ирина!
Господь наш Иисус Христос в Святом Евангелии сказал: "Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете" (Лк. 6, 25). И святые отцы, и благочестивые подвижники во все времена умели выразить свою радость и веселие души, не нарушая этой евангельской заповеди.
А помолиться о ближнем можно так: "Спаси, Господи, и помилуй раба Твоего (имя рек) и святыми его молитвами прости моя согрешения".
Храни Вас Господь!
Странное мнение относительно смеха и поста. Мне кажется, что нет причин искусственно (читай: фальшиво) запрещать себе выражать те радостные, положительные эмоции, которые испытавает человек. А Богу всякая фальш должна быть в высшей степени наприятна как ложь и гордыня человека. Апостол Павел говорит: "Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и РАДОСТЬ во Святом Духе." (Римл. 14:17) А подход к посту, о котором идёт речь критиковался самим Господом: "Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры: ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися." (МФ. 6:16) Я не знаю, как кто, но лично я воспринимаю Евангелие и всё христианское учение - как учение радости, которое и призвано в конечном результате для того "дабы радость Ваша была совершенна". И постные событие с моей точки зрения имеют своей целью ещё раз напомнитьчеловеку о том, что он призван жить в радости и любви, напомнить, как эта радость была нам дана и что необходимо делать, чтобы её получить. "Сей день егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь!"
Замечательная статья! Заставила задуматься. И по иному оценить многие известные литературные строки и исторические факты - от "Принца и нищего", где принц Эдуард интересуется, не запрещают ли сестры Тома своим служанкам смеяться, "дабы не запятнать свою душу грехом", как его сестра Мария (будущая Кровавая...), и до противоположных ситуаций вроде пьяного императорского "веселья", когда венчали шутов в ледяном дворце (известная, думаю, история). Уже по-иному стала перечитывать Гюго, "Человек, который смеется".
А вот, кстати, о том, улыбался ли Господь - может, я и ошибаюсь, но, наверное, не случайно возник тип православной иконы "Взыграние"?
Спасибо большое за публикацию. Тема, действительно, актуальная и требует серьезного рассмотрения, несмотря на кажующуся ее несерьезность. Мы сейчас живем в такое время, в которое невозможно серьезно, без доли иронии, относится к окружающей действительности, полной пошлости и безобразия. Иначе она нас просто поглотит.
Недавно я бегло просматривал книгу схиигумена Саввы "Собрание писем и трудов" и нашел, по меньшей мере, 5 мест, которые так или иначе можно классифицировать как употребление юмористических средств. К примеру, на стр. 76 схиигумен предостеригает читателя от обращения к так называемым целителям. "К бабкам и дедкам не ходите". На стр. 78 "Это надо выбивать (говорится о грехе, по-моему, осуждения), на а я так не бью, а словом". На стр. 525 говоря о неободимости просить прощения, пишет: "... стыдно в чужой карман залезть, а доброе дело сделать". И так далее, все не буду приводить. Однако в главе "Чин исповеди" смех, шутки является тем, в чем нужно каяться. Мне кажется, что здесь расхождение в терминологии. Литературный труд не мыслим без употрбеления стилистических средств (многие из них обладают юмористических эффектом).
Хотелось, чтобы ваш журнал продолжал публикацию на данную тему, причем с разных точек зрения: и филологии, и богословия, и психологии, и нашего повседневого общения друг с другом. Как при этом разделить веселость от шутки, улыбки. Св. преп. Серафим Саровский говорил: "Веселость отгоняет унынние, а хуже его нет, оно все приводит с собой".
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах