https://www.sobranie.org/archives/2/5.shtml |
Кто из казанцев, проезжая по улице Декабристов, не обращал внимания на старинное, необычной архитектуры строение, между остановками «Дом обуви» и «ДК Химиков»? Большинство без колебаний скажет, что здание это с давних времен является Московским райвоенкоматом (кстати, автор этих строк именно из этого военкомата призывался в ряды вооруженных сил), но немногие знают, что некогда на этом месте находился мужской Кизический Введенский монастырь. Строение необычно смотрится на фоне липового парка в соседстве с серыми жилыми коробками, находящимися, впрочем, на значительном расстоянии. В непосредственной близости от него величественно дыбится здание Окружного Арбитражного суда, бывшее до этого УПК, а еще раньше обычной школой. Из воспоминаний детства остались незабываемые впечатления, как отец, преподававший в этой школе, один раз взял меня посмотреть на кости из могил, обнаруженных при проведении земляных работ. Это были могилы монастырского кладбища.
История основания обители такова: в 1654 1655 годах по России прокатилась волна моровой язвы. Не миновала она и Казань: только в самом городе и его окрестностях, по синодику Седмиозерной пустыни, от нее умерло 41698 человек. Тогда, на совещании духовных и светских властей было решено принести в город чудотворную икону Смоленской Божьей Матери, которая находилась в Седмиозерной пустыни (сейчас этот образ так и именуется Седмиозерным и является главной святыней Петропавловского собора). На расстоянии полтора поприща от города (около трех километров) икона была встречена огромным количеством народа во главе с архиереем, освященным собором и градоначальством. Во время пребывания чудотворного образа в Казани смертоносная болезнь прекратилась. С этой поры ведет свое начало традиция ежегодно приносить в Казань Седмиозерный образ Владычицы. На том месте, где произошла первая встреча, водрузили крест, чтобы он служил знаком того, что святая икона должна всегда встречаться и провожаться здесь. Это событие можно считать первым моментом зарождения будущего монастыря.
В 1687 году на Казанский край опять навалилась напасть лихорадка, в народе именуемая «трясавичной болезнью». Бедствие это продолжалось около года, и тогда преосвященный Адриан, Митрополит Казанский, видя страдания своей паствы, по наущению Божьему, вспомнил о девяти святых мучениках, в городе Кизике подвизавшихся, имеющих дар по молитве исцелять от этой злокозненной болезни. Архипастырь обратился к общему городскому совету и предложил на месте встречи чудотворной иконы поставить церковь в честь этих девяти святых мучеников, что было поддержано всеми с величайшей радостью. Деревянный храм был закончен к июню месяцу 1688 года, как раз ко времени встречи Седмиозерной святыни. С тех пор предстательством Богородицы и молитвами девяти Кизических мучеников пораженные недугом стали избавляться от него, а вскоре болезнь прекратилась вовсе. Храм, находящийся на возвышенности, откуда открывалась величественная панорама на город и окрестности, стал местом массового паломничества. По сему все должностные лица города, при ходатайстве Митрополита Адриана посовещавшись, постановили устроить на этом месте обитель. Городское начальство определило монастырю землю, сколько требовалось для живущих в нем. Недостатка в пожертвованиях не было: боголюбивые жители снабжали обитель всем, что только требовалось.
Вскоре попечительный основатель Кизического монастыря, Преосвященный Адриан, оставил Казань, но не оставил забот о монастыре. Сделавшись Всероссийским Патриархом, он получил возможность оказывать излюбленному своему детищу всестороннюю помощь и содействие. Так, в июле месяце 1693 года в обитель были посланы мощи девяти святых мучеников, в 1654 году привезенные Государю Михаилу Федоровичу Кизическим Митрополитом Анемподистом. Приобретение такой великой святыни стало большим торжеством и славой для Кизической обители. Кроме образа святых мучеников, Патриарх Адриан прислал чудотворный образ Божьей Матери, именуемый Кизическим. Написанный на холсте, он был положен на доску и украшен жемчугом и драгоценными камнями.
«В лето 7195 (1687) Преосвященный Адриан Митрополит Казанский и Свияжский путешествие творя, Богом наставляем, обрете по рачению сердца своего, от града Казани, за полтора поприща или менее, на бору место прекрасно и к созиданию монастыря и к обитанию угодно…» было написано в одном старинном Диптихе.
Монастырь с самого начала строился из камня. К сожалению, за годы советского безбожия был утрачен главный храм монастыря Введенский, с приделом Кизических мучеников, являвшийся ярким образцом русского барокко. Не сохранилась монастырская колокольня высотой 56 метров, построенная в 1835 1837 гг. по проекту Ф. И. Петонди на пожертвования купеческой семьи Котеловых. Снесена и зимняя Успенская церковь, выстроенная в 1882 году на пожертвования купца Вениаминова Башарина. Сохранился главный корпус монастыря, соединенный с надвратной Владимирской церковью. Он представляет собой сложную конструкцию разновременной постройки.
Из настоятелей обители можно выделить архимандрита Варсонофия (1861 1864), выпускника Московской духовной академии, позже епископа Симбирского. В 1860 году он на страницах журнала «Православный собеседник» смело выступил в защиту крестьян и против крепостного права. Не будет лишним упомянуть о епископе Никаноре (1889 1893), будущем архиепископе Казанском, который к двухсотлетнему юбилею монастыря в 1892 г. составил подробнейшее описание обители и кладбища.
Кладбище при Кизическом монастыре было довольно велико и занимало участок почти до нынешнего ДК Химиков. Здесь были похоронены многие известные люди: профессора Казанского университета, ученые, просветители, купцы. Здесь же в большинстве случаев хоронили монахов и монахинь казанских монастырей. В советское время кладбище, как и большая часть монастыря, были разрушены.
Но, как сказано у Экклезиаста: «время разбрасывать камни и время собирать камни», ныне, по благословению Владыки Анастасия Архиепископа Казанского и Татарстанского, стараниями и трудами архимандрита Даниила, монастырь стал возрождаться. Обитель находится почти в самом центре большого Московского района, в котором нет ни одного храма, так что даже в деле элементарного духовного окормления верующих значение этого события переоценить трудно. Есть надежда на возрождение добрых традиций, так прославивших монастырь в прежние времена, ведь добрые традиции укрепляют дух веры.
Не безразлична судьба возрождающейся обители и мне автору этих строк, ведь большую часть своей жизни, с самого детства, я проживаю в этом районе, а в парк возле ДК Химиков мы часто ходим гулять всей семьей. Это очень чистое, светлое место. Обитель на бору сказано о нем в старых хрониках. Так давайте и молитвой и делом порадеем о подлинном возрождении монастыря.
Андрей ШКИПЕР