Собрание :: Торжествующая церковь африканских святых - Православие в Африке
Собрание. Православный молодежный журнал
Собрание. Православный молодежный журнал
Собрание. Православный молодежный журналСобрание. Православный молодежный журналСобрание. Православный молодежный журналAssembly - Orthodox Youth Missionary Magazine
Собрание. Православный молодежный журнал
Собрание. Православный молодежный журналСобрание. Православный молодежный журналСобрание. Православный молодежный журнал
Собрание. Православный молодежный журнал
 Молодёжный православный миссионерско-просветительский журнал
Издается по благословению архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия
№4
январь 2003 
На главную
Форум
И ИЛИ
Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет
ещё ссылки»
поставьте ссылку на нас
Сможет ли женщина стать священником?
Смех- это грех для православных?
Система Orphus
   <<Предыдущая :::: Содержание номера :::: Следующая>> версия для печати

Торжествующая церковь африканских святых

1 | 2 | далее >>

Что такое Африка для современного жителя России? Край вечного лета, райское место, где растут бананы и кокосы, родина африканского слона, носорога и шимпанзе. Услышав ее имя, интеллектуал подумает про «Копи царя Соломона» и «Снега Килиманджаро»; почтенный муж вспомнит годы молодости, когда имя легендарного Лумумбы не сходило с газетных передовиц; национал-патриот выругается по поводу чернокожих студентов-наркоторговцев; а кто-то, улыбаясь, процитирует въевшееся в память стихотворение про Лимпопо и Фернандо-По.

Про Африку пишут в детских книжках и рассказывают по каналу «Дискавери». Она манит мечтателей и искателей приключений. Кому-то ее жители кажутся счастливейшими баловнями судьбы и щедрой природы, а кто-то жалеет их, обреченных на голод и прозябание вдали от благ «цивилизации». Впрочем, мало кто может принять Черный континент таким, какой он есть, и отнестись к нему серьезно, ведь к экзотике нельзя относиться серьезно. Африка слишком далека от нас и наших проблем, и если двадцать лет назад русских и африканцев объединяли внешнеполитические интересы социалистического лагеря, то теперь между нами, кажется, нет ничего общего…

Для большинства современных жителей России Православие остается в числе основных ценностей, и пусть большинство москвичей или новосибирцев бывает в храме лишь на крестинах и похоронах, в каждом из нас живет генетическая привязанность к златоглавым церквам и пасхальному перезвону. Те немногие, что, зайдя в храм, приходят на богослужение еще и еще, открывают для себя нечто большее, чем привычные проявления внешней церковности. Оказывается, не имеет значения количество свечек пред праздничной иконой, и внутренний мир человека видится куда глубже, чем прежде. Попутно выясняется что Православие, это не только Матушка Русь, но и знакомая по античным мифам Греция, воюющая Сербия, Палестина и Сирия с многочисленными монастырями и святынями. Мы приятно удивляемся, узнав, что существуют православные французы и американцы, хихикаем, видя в церковном календаре фотокарточки японских архиереев, но наше мировосприятие приходит в совершенно невероятное состояние, когда мы узнаем о ПРАВОСЛАВНЫХ НЕГРАХ.

Между тем именно Африка стала одним из главных приобретений Православия в ХХ веке, именно на нее с надеждой смотрят православные богословы, видя в земле джунглей и саванн место апостольского подвига. Значит, что-то еще объединяет нас с Африкой, и это что-то — самое дорогое, что есть у России.

Дом царя Соломона

Появление истинной веры в экзотических странах в то время, как у нас Церковь переживала самое тяжелое время — чудо Божие, однако первые семена Евангелия упали на африканскую землю задолго до крещения Руси.

Северная часть Африканского континента всегда находилась в центре мировой культуры. Именно здесь процветала цивилизация Древнего Египта, именно сюда устремлялись римские легионы, чтобы разрушить злополучный Карфаген. Александрия Египетская была одним из крупнейших городов греко-римского мира, а Александрийская Церковь, основанная Апостолом Марком, по праву занимала первое место среди христианских общин Римской Империи, но не об этом рассказ. Южнее хоженых дорог и шумных городов античности начинался мир, разительно отличавшийся от «классического» мира Средиземноморья. На Северо-востоке континента господствовали могущественные империи Мероэ (Нубия) и Аксум (нынешняя Эфиопия), а еще южнее вплоть до мыса Доброй надежды простирались страны, населенные разноязыкими и разнокультурными народами, о которых почти ничего не знали ни в Александрии, ни в самом Риме.


Эфиопская Богородица

В книге Деяний апостольских рассказывается о том, как апостол Филипп по велению Ангела крестил знатного мероитянина (Деяния 8; 26–40) и надо полагать, что это был первый случай обращения коренного африканца в христианство. В IV веке пленный римский юноша Фрументий, подобно Иосифу и Даниилу оказавшийся при дворе аксумского царя Элла-Амиды, проповедовал Евангелие в Эфиопии. Его проповедь, соединенная с личным благочестием и талантом государственного мужа, возымела успех, и при следующем царе Эзане христианство стало государственной религией Эфиопии.

В 343 году Святитель Афанасий архиепископ Александрийский рукоположил Фрументия в сан архиепископа Эфиопского, и с этого времени ведет свою историю одна из древнейших христианских церквей. К сожалению, уже через сто лет Эфиопская Церковь отпала от Вселенского Православия, приняв распространившуюся в Египте монофизитскую ересь. Когда же Египет и весь христианский Восток подпал под власть арабов-мусульман, христианская Эфиопия оказалась в политической изоляции. Но, несмотря на богословские искажения и географические преграды, эфиопы до сегодняшнего дня сохранили родственное чувство по отношению к православным.

На высокогорных плато, среди озер, лесов и засушливых степей сформировалась самобытная эфиопская цивилизация, сердце которой было освящено евангельской проповедью Аббы Саламы (т.е. отца мира) — так эфиопы прозвали Святителя Фрументия. Эфиопское царство, постоянно подвергавшееся нападениям мусульман и язычников, несколько раз находилось на грани гибели, но всякий раз милость Божия хранила первую христианскую страну Африки. Годы разорения сменялись эпохами расцветов, а горы всегда служили надежным убежищем для благочестивого народа.


Храм св. Георгия Победоносца в Лалибеле целиком высечен из камня

Из трудной эпохи войн и изоляции эфиопы вынесли особый взгляд на мир, в котором главным мерилом житейской и исторической справедливости является Священное Писание. Осажденный и сражающийся народ отождествлял себя с древним Израилем, который так же был одинок в исповедании Истины, а эфиопские цари вели свое родословие от легендарного Менелика I — сына царя Соломона и царицы Савской. Не случайно, в Эфиопской церкви сохранился ряд ветхозаветных установлений: обрезание, воздержание от свинины; суббота празднуется не меньше воскресенья, а Божественная Литургия служится на таботах — деревянных ковчежцах символизирующих Ковчег Завета. Это иудейское влияние причудливо сочетается с местными традициями, так что на крестных ходах и молебнах кесы (священники) и дабтара (церковнослужители) в белоснежных хитонах и разноцветных облачениях вполне по-африкански отплясывают священный танец царя Давида под гул барабанов и „иерихонских“ труб.

Кому-то из русских читателей своеобразие эфиопского христианства покажется непонятным и даже соблазнительным, но что действительно делает похожими судьбы наших народов, так это беззаветная преданность Церкви и твердость в вере, в самых тяжелых испытаниях.

Кажется, из русской летописи взялась история про женщину, которая бросилась в костер, доказывая завоевателям свою преданность христианству. Только было это не в Рязани при Батые, а в XVI веке в городе скальных храмов Лалибеле, когда Эфиопия стенала под ордами грозного левши Ахмада ибн Ибрагима. Многочисленное эфиопское монашество всегда ревностно служило духовному просвещению и собиранию страны, так же как русские иноки времен Сергия Радонежского и Иосифа Волоцкого. Почти тогда же, когда ополчение Минина и Пожарского выбило из Москвы польский гарнизон, император Фасилидес изгнал из своей страны португальских рыцарей и иезуитов, решивших окатоличить землю Святого Фрументия. Та же партизанщина полыхала в годы Второй Мировой в Белоруссии и где-нибудь в провинции Годжам, только наш оккупант говорил по-немецки, а эфиопский по-итальянски. Даже скорбные потрясения коммунистической революции обе страны прошли бок о бок, с тем только отличием, что в Социалистической Эфиопии никак не могла заработать атеистическая пропаганда, и народ остался верен Христу.


Священный танец эфиопских христиан

Сегодня Эфиопская церковь окормляет около тридцати миллионов верующих. В основном это амхара и тыграи — народы наследники древнего Аксума, а так же часть народов Юга страны обращенных из ислама и язычества. В ХХ веке на волне освободительного движения в странах Африки, на островах Карибского моря и в США возникли негритянские церковные общины, заимствующие догматику и обрядность Эфиопской церкви. Однако ее современное положение нельзя назвать благополучным.

Эфиопское христианство, до сих пор живущее по принципам Средневековья, оказалось беззащитным перед вызовами изменившегося мира. Большинство духовенства остается богословски необразованным, а то и просто неграмотным. Среди верующего народа распространены представления, безмерно далекие от Евангелия. Ученые на Западе прочат древнейшей церкви Тропической Африки эпоху реформации. Возможно, так оно и будет, но, может быть, через эти испытания Господь приведет духовных детей Святого Фрументия к воссоединению с Православной Церковью. Молитвы Церкви „о соединении всех“ и заступничество Аббы Саламы позволяют надеяться на это.

Украденная правда чёрного человека

Пока эфиопские монахи вели богословские прения, а цари возводили храмы в честь Святой Троицы, большинство африканцев находилось во власти бесчисленного сонма богов, духов и демонов. Языческие родовые верования определяли их понимание добра и зла, а магические ритуалы и посвящения сопутствовали им от рождения до смерти. Первой мировой религией добравшейся до них был ислам. Арабские торговцы принесли веру Мухаммеда на африканское побережье Индийского Океана, где она утвердилась от Сомали до Занзибара. Еще в XI веке ислам пришел в Западную Африку, через сахарских кочевников туарегов.


Руины великого города Зимбабве (VII–XVIII века)

Люди огромного Черного континента никогда не были похожи друг на друга. Среди них были воинственные скотоводы и практичные земледельцы, строители городов, создатели неведомых нам империй, и обитатели джунглей, жившие в каменном веке. Долгое время мир был уверен, что Африка сплошь населена „дикарями“, лишенными всякой культуры, но ее исследование открыло миру историю не менее драматичную, чем история Индии или Франции, а африканское искусство покорило самых утонченных европейских художников.

Африканские народы не знали Христа, но, может, были готовы принять Его. У большинства из них сохранилось воспоминание о Небесном Боге Создателе мира, который в самые трудные минуты может помочь людям. Увы, то, что увидели они через пятнадцать веков после Его земного Рождения, слишком мало напоминало апостольскую проповедь о распятом и воскресшем Спасителе. С середины XV столетия Африка постепенно подпадает под власть католических и протестантских стран Европы. Португальцев, англичан, французов и немцев привлекала возможность быстрого обогащения за счет грабежа и работорговли. Позже, с развитием европейской промышленности, африканские колонии сделались удобным источником дешевого сырья для заводов и фабрик „цивилизованного“ мира. В итоге колониальных завоеваний к началу ХХ века почти вся Африка была поделена между белыми хозяевами, а в результате четырехсотлетней работорговли миллионы африканцев оказались в странах Нового Света.


Инициация мальчиков кикуйю

Европейцы не только эксплуатировали покоренные народы. Их заветной целью было приобщение африканцев к достижениям „передовой“ цивилизации, а коль эта цивилизация считалась христианской, африканцы должны были стать христианами. Над их обращением все время колониального господства трудились тысячи миссионеров Римо-католической и разных протестантских церквей. История знает немало примеров, когда искренне верующие люди оставляли благополучную Европу и ехали в лесные дебри, чтобы дать тамошним людям новую жизнь во Христе. Однако среди проповедников Евангелия были и те, кто не гнушался иметь долю в работорговле и благословлял казни непокорных „дикарей“. Белые священнослужители перевели Библию на сотни африканских языков, создали по всей Африке сеть больниц и учебных заведений, но редко кто из них по-настоящему понимал африканскую культуру и признавал за чернокожими христианами право отличаться от „цивилизованных“ европейцев.

Слушая проповеди о благотворном влиянии европейских обычаев и греховности африканского образа жизни, новообращенные протестанты и католики находились в неловком положении. Они всем сердцем приняли Христа, но именно белые христиане принесли их народам невиданные страдания. Евангелие уже входило в их африканскую жизнь, но почему-то их учили, что для этого им надо уподобиться белым людям. Жажда правды и национальная обида заставили многих черных христиан искать другое христианство, где никто не возбранил бы им веровать в Спасителя и оставаться самими собой. На этом пути их ждали многие соблазны, но именно этот путь привел африканских правдолюбцев к истинной Церкви.


1 | 2 | далее >>

Марк Шишкин

комментарии на форуме версия для печати
<< Предыдущая :::: Содержание номера :::: Следующая >>


На главную :: Миссия :: Творчество :: Мысль :: Взгляд :: Семья :: Судьбы :: Проза жизни :: Поэзия души
Архив журнала :: № 8 :: Неизданное :: Редакция :: Авторы :: Благотворители :: Форум :: Гостевая :: Обратная связь :: Ссылки :: English

© 2002-2024 «Собрание»
info@sobranie.org