Статус мертвого тела в философской антропологии и медицине
(к проблеме обучения студентов в анатомическом театре)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | далее >>
Об авторе: диакон Михаил Першин, старший преподаватель кафедры биомедицинской этики Российского Государственного Медицинского Университета, редактор информационно-издательского сектора Синодального Отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви.
Первоначальный вариант этой статьи был опубликован в журнале «Альфа и Омега» № 29 (М., 2001).
|
|
Что же это за химера человек? Какая невидаль, какое чудовище, какой хаос, какое поле противоречий, какое чудо! Судья всех вещей, бессмысленный червь земляной, хранитель истины, сточная яма сомнений и ошибок, слава и сор вселенной. Кто распутает этот клубок?.. Узнаем же от истины несотворенной и воплощенной правду о нашей природе.
Блез Паскаль. Мысли.1
|
Не все позволено делать с телами умерших. Возможная вседозволенность в этой области таит в себе угрозу. Но где здесь опасность? Что приемлемо? И что должно быть ограничено?
В рамках атеистического материализма эти вопросы лишены смысла. Действительно, если человек только масса химических элементов, ничто не препятствует воспользоваться его мертвым телом для любых манипуляций и экспериментов. Логика здесь проста: человек умер, его больше нет, тело ему не принадлежит, значит, с ним можно делать все, что угодно. Более того, после октябрьского переворота в России глумление над трупами вполне сознательно применялось в целях искоренения вековых устоев.
Яркий пример тому приводит в своем дневнике Корней Чуковский: 3 января. Вчера черт меня дернул к Белицким. Там [
] был Борис Каплун [
]. Он бренчал на пьянино, скучал и жаждал развлечений. «Не поехать ли в крематорий?» сказал он, как прежде говорили: не поехать ли к «Кюба» или в «Виллу Родэ»? А покойники есть? спросил кто-то. Сейчас узнаю. Созвонились с крематорием и оказалось, что, на наше счастье, есть девять покойников. Едем! крикнул Каплун. [
] Через 20 минут мы были в бывших банях, преобразованных по мановению Каплуна в крематорий. [
] Каплун ехал туда, как в театр, и с аппетитом стал водить нас по этим исковерканным залам. К досаде пикникующего комиссара, печь оказалась не в порядке: соскочила какая-то гайка. [
] Мы стоим у печи и [
] смеемся, никакого пиетета. Торжественности ни малейшей. Все голо и откровенно. Ни религия, ни поэзия, ни даже простая учтивость не скрашивает места сожжения. Революция отняла прежние обряды и декорумы и не дала своих. Все в шапках, курят, говорят о трупах, как о псах. [
] Какое кому дело, как зовут ту ненужную падаль, которую сунут сейчас в печь. Сгорела бы поскорее вот и все. Но падаль, как назло, не горела. Печь была советская, инженеры были советские, покойники были советские все в разладе, кое-как, еле-еле. Печь была холодная, комиссар торопился уехать. [
] Но для развлечения гроб приволокли раньше времени. В гробу лежал коричневый, как индус, хорошенький юноша-красноармеец, с обнаженными зубами, как будто смеющийся, с распоротым животом, по фамилии Грачев. [
] Наконец, молодой строитель печи крикнул накладывай! похоронщики в белых балахонах схватились за огромные железные щипцы, висящие с потолка на цепи, и, неуклюже ворочая ими и чуть не съездив по физиономиям всех присутствующих, возложили на них вихлящийся гроб и сунули в печь, разобрав предварительно кирпичи у заслонки. Смеющийся Грачев очутился в огне. Сквозь отверстие было видно, как горит его гроб медленно (печь совсем холодная), как весело и гостеприимно встретило его пламя. Пустили газу и дело пошло еще веселее. Комиссар был вполне доволен: особенно понравилось всем, что из гроба вдруг высунулась рука мертвеца и поднялась вверх «рука! рука! смотрите, рука!», потом сжигаемый весь почернел, из индуса сделался негром, и из его глаз поднялись хорошенькие голубые огоньки. «Горит мозг!» сказал архитектор. Рабочие толпились вокруг. Мы по очереди заглядывали в щелочку и с аппетитом говорили друг другу: «раскололся череп», «загорелись легкие», вежливо уступая дамам первое место. Гуляя по окрестным комнатам, я [
] незадолго до того нашел в углу
свалку человеческих костей. Такими костями набито несколько запасных гробов, но гробов недостаточно, и кости валяются вокруг
[
] кругом говорили о том, что урн еще нету, а есть ящики, сделанные из листового железа («из старых вывесок»), и что жаль закапывать эти урны. «Все равно весь прах не помещается». «Летом мы устроим удобрение!» потирал инженер руки.2 К 1930-м годам подобным вакханалиям пришел конец. Н.Н. Петров разрабатывает принципы морали советского врача (медицинскую деонтологию), от действий которого общество должно получать максимальную пользу3.
Однако вопреки логике материализма в советском здравоохранении существовали-таки этические нормы, предписывавшие с уважением относиться к телам умерших, даже если это не приносит общественной пользы.
Тем самым сквозь врачебную этику уходящей эпохи просвечивает совсем иное, не сводимое к атеистическому материализму, понимание человека. Высокие слова о гуманизме, правах человека и уважении к личности4 это лишь верхушка айсберга, секуляризованное выражение тех реалий, что были явлены в христианской традиции и заложили основы европейской цивилизации. Каким же в этой традиции видится человек и его посмертие?
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | далее >>
1 Паскаль Блез. Мысли. М., 1995. С. 110.
2 Чуковский К. И. Дневник. Сс. 131 132.
3 Определяя медицинскую деонтологию (от греч. d?ontoj должное), профессор Н. Н. Петров применяет к медицине этическую категорию, которую ввел в начале XIX века родоначальник философии утилитаризма Иеремия Бентам. По мнению И. В. Силуяновой, в 40-х годах XX века Н. Н. Петров использовал этот термин, чтобы обозначить реально существующую область советской практики врачебную этику которая в России была «отменена» в 1917 году за логическую и историческую связь с религиозной культурой (Силуянова И. В. Биоэтика в России: ценности и законы. М., 1997. С. 37). Согласно Н. Н. Петрову, медицинская деонтология это учение о принципах поведения врача не для достижения индивидуального благополучия и почестей, но для максимального повышения суммы общественной полезности и максимального устранения вредных последствий неполноценной медицинской работы (Статья Деонтология медицинская Большой Медицинской Энциклопедии под. ред. академика Б. В. Петровского).
4 Так, в статье Деонтология медицинская Большой Медицинской Энциклопедии под ред. академика Б. В. Петровского последовательно проводится мысль о гуманистическом содержании медицины.
|